Храмы Таиланда: значение и функции.
Храмы Таиланда обладают настолько сильным магнетизмом, что даже их фотографии приковывают взор на несколько минут – многоступенчатые крыши, изысканные узоры, удивительные статуи, яркие краски – всё это удивляет и манит. Где же на Самуи можно увидеть эти прекрасные архитектурные творения? Зачем на территории храма столько строений? Что значат все эти статуи на территории? На все эти вопросы вы найдете ответы ниже.
Что находится на территории буддийского храмового комплекса
На острове Самуи более 20 храмов, большинство из них – буддийские. Посещая остров, невозможно остаться в стороне от такой важной части тайской культуры. Но часто туристы бродят по территории с потерянным взглядом: они видят красивые здания и яркие краски, но не совсем понимают, что это всё значит. А ведь здесь всё не просто так: каждый завиток на крыше или расположение камней имеют особый смысл.
При строительстве храмов архитекторы строго соблюдают определенные закономерности, ведь каждое здание выполняет свои функции. На обширной территории буддийского храма, который называется «Wat» («Ват»), обычно находятся строения, несущие религиозные функции (Бот, Вихан, Чеди или Пранг, Крематорий, Ступы с прахом), а также здания, необходимые для активной общественной жизни (Сала, Мондоп, Хотрай, жилые помещения для монахов, школа, колокольня). Порой на территории буддийского монастыря могут быть расположены даже больницы, похоронные бюро, центры тайского массажа или центры реабилитации наркоманов. Внутри почти каждого здания есть изображение Будды, но наиболее важные статуи обычно находятся в главном храме (Бот).
Бот, также называемый Убосот, является самым главным залом для монахов – именно здесь проходит обряд посвящения. Это место, где новые монахи принимают постриг. Можно безошибочно узнать здание Бота по восьми пограничным камням в форме листьев, называемым бай-сема, которые определяют пределы его священной территории. Как правило, в Боты допускаются только монахи. Здание смотрит на восток, в нём обычно располагается алтарь и одно или несколько изображений Будды. Остроконечные фиалы на коньках крыш называются «чофа» и имеют форму головы мифической птицы Гаруда.
Вихарн (Вихан, Вихара) – это храм с важными изображениями Будды, куда миряне приходят молиться и куда несут пожертвования для Будды. Вихарнов в буддийском храме может быть несколько, главный храм (Бот) может быть только один. Зачастую Вихарн является самой большой и самой посещаемой постройкой на территории храма.
Чеди (Ступа, Пагода) подразумевает под собой куполообразную (колоколообразную) башню, в которой обычно хранятся мощи Будды. Она может быть также построена для помещения в нее праха короля или важного монаха.
Пранг – Камбоджийские башни в форме колоса или кукурузы. Большая часть из них в настоящее время являются древними памятниками, и лишь немногие сохранились как действующие культовые сооружения.
Крематорий – это небольшое здание с высокой трубой, оно есть на территории почти каждого буддийского монастыря. Выглядят они иногда очень красочно и ярко. Часто рядом можно обнаружить небольшие ступы, в которых хранится прах умерших людей.
Сала – это открытый павильон, используемый в качестве беседки, защищённой от солнца и дождя. Большинство из них имеет входы со всех четырёх сторон. Это место, где миряне могут послушать проповеди или получить духовные наставления.
Хотрай (Трай) или Мондоп – оба этих термина переводятся как «библиотека», нo здание Мондопа имеет квадратную форму и встречается очень редко. Хотрай может быть построен в самой разнообразной форме, и это наиболее распространенное обозначение библиотеке при храме. На протяжении многих веков священные писания Трипитака записывались на пальмовых листьях. Чтобы сохранить их от влаги и термитов, библиотеки почти всегда строили на сваях, поднимающих здание над землёй. Кирпич использовали при строительстве как более эффективное средство в борьбе с термитами. По той же причине хотрай иногда возводили посреди искусственного водоёма.
Колокольня (Хо-рака́н) – отдельно стоящая башня с колоколом или барабаном. Колокол звучит, чтобы оповестить верующих об утренних и вечерних часах. Важным временем суток являются 11 часов, когда объявляется о времени последней трапезы монахов.
Рассмотрим основные виды скульптур, которые очень часто встречаются на территории тайских храмов.
Нага – змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме. Буддийский нага, как правило, имеет вид огромной змеи (похожей на кобру) с одной или с множеством голов. Согласно мифологии, наги способны превратиться в подобие человека, поэтому их иногда изображают в виде змеи с человеческим торсом и головой, над которой нависают головы змей или дракона. Наг Мучалинда защитил своим капюшоном Будду от непогоды во время его медитации под баньяновым деревом – именно эта история взята за основу в изображении субботнего Будды. В архитектуре храма змей изображен спускающимся с края крыши или в виде перил лестницы, которая ведет к Бот.
Якша – это духи природы, охраняющие природные сокровища, спрятанные в земле и корнях деревьев. Они присутствуют в индуистской, джайнистской и буддистской мифологии. С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасе монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани.
Слон – символ чистоты, мира, верности и процветания. Согласно преданию, перед рождением Будды Шакьямуни его матери приснился белый слон, поэтому именно белый слон пользуется особым вниманием и почитанием. В прежние времена (когда Таиланд еще назывался Сиамом) слон был изображен на государственном флаге Королевства. В наши дни в Таиланде существует отдельный праздник – день слона (отмечается в ноябре), когда слонов угощают фруктами, расписывают яркими красками и устраивают парады с их участием. Символику с изображением слона можно увидеть везде, начиная от сувениров, логотипов и этикеток, и продолжая скульптурами и рисунками, украшающими дома и храмы.
Правила посещения буддийских храмов и монастырей
- Вход в храм бесплатный, пожертвования приветствуются.
- Одежда должна быть скромной: колени и плечи должны быть закрыты.
- Перед входом в храм снимайте обувь.
- Находясь на территории храма с детьми, следите за их поведением. Например, если ребенок начинает плакать во время чтения текстов, добропорядочный таец уходит со своим ребенком, чтобы не мешать остальным.
- Относитесь уважительно к изображениям Будды: не залезайте на постаменты, не присаживайтесь, не облокачивайтесь, не трогайте статуи Будды.
- Монахам нельзя касаться женщин, а также принимать деньги от женщин. Не касайтесь их сами – случайно или нарочно.
Совет: Во время посещения храмов вы можете встретить стаи собак (благотворительные организации собирают пожертвования и передают их в храм, чтобы монахи кормили и лечили бездомных собак), обычно они добрые и расслабленные. Но если вдруг вы заметите агрессию с их стороны, постарайтесь соблюдать спокойствие и не делая резких движений покиньте их территорию.
Основная задача храма – это, конечно, служение религии. В Таиланде встречаются разные вероисповедания, но наиболее распространен буддизм. Остров Самуи – словно маленькая модель всего государства – здесь гармонично соседствуют разные религии. Здесь есть как буддийские храмовые комплексы, так и китайские храмы, а кроме того мусульманская мечеть и даже православный храм. Хотя на первый взгляд может показаться, что все храмы Таиланда очень похожи друг на друга, стоит присмотреться к деталям, и вы поймете, что каждый из них – особенный.
- Храмы в южной части острова Самуи
- Храмы в восточной части острова Самуи
- Храмы в западной части острова Самуи
- Храмы в северной части острова Самуи
[author] [author_image timthumb=’on’]https://aboutsamui.ru/content/uploads/2015/05/ya.jpg[/author_image] [author_info]Автор статьи:
Светлана Кошелева[/author_info] [/author]