Ретрит на Самуи.
Спать на деревянной подушке, вставать в 4.30 утра, не есть после 12 дня, – я думала, это будет самым сложным на ретрите. Как же я ошибалась.
Ретрит – английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.
На Самуи есть уникальное место, где заниматься духовной практикой можно на русском языке. Это место – медитационный центр Дипабхаван.
Сайт: http://ru.dipabhavan.org/index.html
О ретритах на Самуи я узнала давно, но из-за отрицательного предыдущего опыта все откладывала. В конце концов решилась больше из любопытства. Люди из России приезжают сюда специально на ретрит, тратя немалые деньги, может, тут действительно есть что-то стоящее, решила я и поехала.
1
1
Расписание на ретрите:
04.30 | Подъем | |
05.00 | Утреннее чтение | |
05.15 | Медитация сидя | |
05.45 | Йога/Утренняя зарядка | |
07.00 | Медитация сидя | |
07.30 | Завтрак | |
09.30 | Разговор о Дхамме | |
10.30 | Медитация при ходьбе или стоя | |
11.00 | Медитация сидя | |
11.30 | Обед | |
14.00 | Инструкции по медитации и медитация сидя | |
15.00 | Медитация при ходьбе или стоя | |
15.30 | Медитация сидя | |
16.00 | Медитация при ходьбе или стоя | |
16.30 | Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты» | |
17.30 | Чай\кофе | |
19.30 | Медитация сидя | |
20.00 | Групповая медитация при ходьбе | |
20.30 | Медитация сидя | |
21.00 | Время готовиться ко сну | |
21.30 | Отбой \ Свет выключается |
В прошлом ноябре, еще живя в Перми я посетила 4-дневный ретрит. Он показался для меня очень сложным, я не готова была принять динамическую метидацию, которую там практиковали, мне все казалось диким и неприемлемым для меня. Из-за такого опыта, на очередной ретрит я пошла, подготовившись как к войне, что морально, что физически. Взяла с собой и покрывало и подушку, и все, что могло еще хоть как-то пригодится мне на протяжении 7 дней.
На ретрите практикуется тишина, поэтому разговоры не приветствуются, телефоны и пр. девайсы сдаются организаторам, а книги оставляются дома. Ни читать, ни писать, ни болтать не рекомендуется.
По приезду каждому выдают москитную сетку, бутылку воды и одеяло. В женском дормитории встречает кровать, на которой предстоит спать ближайшие 7 ночей:
1
1
Туалеты хорошие чистые, но при входе меня затормозила следующая надпись:
Вольный перевод: возьмите шланг с водой в правую руку и вымойте свою ..опу левой. После чего вымойте руки, вы будете чувствовать себя чисто и свежо.
Не стыдитесь подтираться рукой. То, что выходит из вашего тела, не грязно. Это просто еда, которую вы съели. Вспомните ее приятный вкус, как хорошо повара ее приготовили и украсили. Теперь еда выходит, изменившись, поскольку все в нашем мире постоянно меняется. А вы можете сохранить 1-2 дерева.
Благо, туалетная бумага продается в центре без ограничений, так что учится какать по-индийски не пришлось *good*
Разговорились с девочками уже после 17.00, ближе к объявлению часа тишины. Девочки очень интересные. Одна из Дюссельдорфа. Родилась в России, в 6 лет вместе с семьей переехала в Германию. На русском говорит хорошо. Ее родители – свидетели Иеговы. Когда в 18 лет она захотела выйти из этого общества, они от нее отказались и уже 3 года с ней не разговаривает. Она живет отдельно.
В 19.00 объявили тишину.
♦♦♦
Ночь 1
Изо всех сил старалась уснуть на деревянной подушке, но в конце концов сдалась и достала свою. Спала неспокойно. Несмотря на москитную сетку все время казалось, что меня кто-то кусает, кто-то ползает…, но никого не было. Часто просыпалась. В 4:30 встала легко.
Медитация сразу отделяет монахов от простых смертных. Обычно опоздавшие стараются не шуметь, наступать тише, но нет-нет да скрипнет пол, щелкнет сустав, зашуршит одежда. Монах заходит в зал бесшумно, словно ниндзя или приведение. Если глаза закрыть, то ни за что не понять, что рядом появился монах.
Животные здесь живут своей жизнью. Йога. лежим расслабленные. Выгнали из головы все мысли. Дышим. Вдох-выдох…
И тут в зал с бешеными глазами залетает кот, свирепо изогнув спину, он галопом скачет, стуча лапами по деревянному полу, пока его не выносят на улицу.
Собака за кухней звонко лает на чужаков. О правиле тишины они и не ведают.
♦♦♦
Лекции построены вокруг 4 истин буддизма:
1. Истина о страдании
2. Истина о причине страданий
3. Истина о прекращении страданий
4. Истина о пути прекращения страданий
1
♦♦♦
Во вторую ночь спалось уже хорошо. Правда замерзла. Не понимаю, почему днем я спокойно засыпаю на деревянной подушке, а ночью могу только на мягкой.
Медитация дается гораздо проще, чем в первый день. Теперь нам объяснили технику, стало понятно, что нужно не просто сидеть, а работать мысленно. На чем концентрировать свое внимание, за чем следить, какую технику применять, если сложно удерживать внимание на дыхании, а главное, зачем это нужно, к чему мы стремимся, зачем нужно спокойствие ума.
Во время вечерней медитации второго дня достигла того приятного состояния, о котором говорил Тан Хуберт.
Во второй день ушли 2 девочки, ушли незаметно, только увидела, что на медитации стало 2 свободных места.
1
1
♦♦♦
День третий
Сегодня нам рассказывали о трех характеристиках жизни:
1. Непостоянство – все меняется
2. Несовершенство/неполнота – ничто не совершенно и не полно, нельзя достичь полного счастья.
3. Безличность – нам ничего не принадлежит, ни машина, ни тело, ни сердце, ни разум (например, мы не можем заставить свое тело не стареть). Тело принадлежит нам даже меньше, чем машина. Машину мы выбираем, а тело нет. Все дано нам во временное пользование. После этой лекции возник вопрос: а что же такое я?
Тан Хуберт рассказывает очень интересно. Университетским преподавателям бы поучиться у него. Такие сложные философские темы объясняет на бытовых примерах и всегда с юмором так, что каждой его лекции ждешь с нетерпением.
Интересно, что почти все участники ретрита до 30 лет. Только 1 женщина и несколько мужчин в возрасте.
♦♦♦
Относительно организационных моментов. Все организовано хорошо и отлично работало бы, если бы все участники соблюдали правила. На обед дается ограниченное количество хлеба и фруктов, но часть людей считает, что им нужнее и берет по 2-3 куска хлеба. В итоге половине участников хлеба не хватает. Зачем брать по пять кусочков арбуза, если за тобой очередь в 30 человек, а арбуз не бесконечный? При этом, перед каждым приемом пищи все читают мантру, что
“ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ, СОСРЕДОТОЧЕННО
Я ПРИНИМАЮ ПИЩУ.
НЕ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, НЕ ДЛЯ ОПЬЯНЕНИЯ.
НЕ ДЛЯ НАБОРА ВЕСА, НЕ ДЛЯ ПРИУКРАШЕНИЯ.
ТОЛЬКО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ И ПИТАНИЯ ЭТОГО ТЕЛА.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СОХРАНЯТЬ ЕГО В ЦЕЛОСТИ И ЗДОРОВЬЕ,
И ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ.
ТАК Я РАЗРУШУ СТАРОЕ БОЛЕЗНЕННОЕ ЧУВСТВО ГОЛОДА.
И НЕ ПРОИЗВЕДУ НОВОГО
НЕПРИЯТНОГО ЧУВСТВА ПРЕСЫЩЕНИЯ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЯ ЖИЗНЬ ПРОТЕКАЕТ ПЛАВНО,
ЛЕГКО, УМИРОТВОРЕННО И БЕЗУПРЕЧНО“
Это же лицемерие какое-то получается. На это постоянно обращается внимание организаторами, но кто-то, видимо, глуховат.
Часть людей вообще не ходит на лекции и медитации, а выползает из кровати лишь на обед. Такие вообще могут быть свободны, тут не санаторий. Таких людей я считаю паразитами общества, способными только поедать чужой хлеб и фрукты. Коллектив нужно избавлять от такой обузы.
Вообще, будь я организатором ретрита, я бы ввела правила пожесче, правила футбола: взял много хлеба – получи желтую карточку, не пришел на медитацию без уважительной причины – можешь быть свободен от ретрита. Также наказания выдавались бы за болтовню, не сданный телефон и пр.
Наверное, именно такая позиция и отдаляет меня от буддистского восприятия жизни… Тренировать мне еще и тренировать свою любящую доброту.
1
1
♦♦♦
Буддизм выглядит довольно привлекательным. Гораздо ближе и понятнее, чем христианство или другие религии. В буддизме нет слепой веры, богов, заповедей, грехов или табу. Каждый сам выбирает свой путь и уровень дозволенности поступков. Можно ли убить комара, а собаку, а человека? Каждый решает для себя сам.
Неумелые поступки: грубость, убийство, ожесточают сердце человека, а значит, возвращают на путь страданий.
Интересно, каким было бы поистине буддистское государство? Ведь если каждый выбирает свой путь, то в государстве не должно быть ни тюрем, ни штрафов, ведь они противоречат пути ненасилия.
Если один решит, что ему дозволено убивать людей, то насколько истинными буддистами должны быть родственники убитого, чтобы простить и понять убийцу, а не жаждать мести и наказания?
Таким образом, у настоящего буддизма нет будущего в масштабах государства.
♦♦♦
Сегодня была возможность пообщаться с кураторами. От них я узнала, что вовсе не обязательно медитировать в позе лотоса с прямой спиной, если неудобно, можно даже на стул сесть. Обустроила себе медитационное гнездо.
Завтра весь день будет посвящен медитации. Не будет лекций Тана Хуберта, моей любимой части дня. Посмотрим, добьюсь ли я какого-то прогресса или сойду с ума от скуки.
1
♦♦♦
Пятый день, конечно, меня подкосил. Все шло вроде нормально, но вечерняя медитация была не выносима. Темнота. Часов не видно. И 1,5 часа кажутся бесконечными. Появляется раздражение, усталость и желание, чтобы все поскорее закончилось.
Конечно, обычный распорядок куда проще: только начинаешь уставать от медитации, как она закончилась, сменяется деятельность, время бежит быстро. Но не сегодня.
Вообще, расставшись с мобильным телефоном и интернетом, осознала, насколько много времени в сутках. А раньше казалось, так мало. Интересно, что ни к телефону, ни к интернету совсем не тянет, не скучаю по ним.
1
1
♦♦♦
На шестой день был особенно вкусный обед. Удивительно, что при том, что здесь вегетарианское питание и последний прием пищи в 11.30 утра, есть не хочется до самого отбоя. Я думала, что режим питания будет здесь основной сложностью, но никаких проблем нет вообще. Не понимаю, почему некоторые не выдерживают ретрит и уезжают. Условия достаточно курортные: ешь, спишь, немного медитируешь, между этим интересные лекции об учении Будды. Конечно, за исключением пятого дня, он для истинных фанатов медитации.
♦♦♦
Последний день ретрита решили сделать необычным. После обеда мы поехали в сад “Барабаны Дхаммы”. Это очень интересное место на вершине горы, далеко от цивилизации, в лесу стоят барабаны, на которых мы медитировали. Аура там почти магическая, а если выйти из леса, то взору откроется потрясающая панорама острова и моря.
Далее наc отвезли в Лаем Сор, где мы медитировали на берегу моря.
Итоги: по прошествии ретрита могу сказать, что это были одни из самых полезных дней в моей жизни. Конечно, сильно я не изменилась, но уверена, что ум получил необходимую порцию полезной информации, тишины, понимания себя, и мой путь будет немного правильнее, чем тот, что мог бы быть без ретрита.
Когда приехала домой, Лев сказал, что я даже разговариваю по-другому. Но в обычную колею я вернулась довольно быстро, не прошло и пол-дня 😀 .
Ретрит полезен во-многом. Начинаешь по-другому смотреть на привычные стороны жизни, вернувшись домой, стала ценить море, на которое за 8 месяцев почти не ходила, фрукты, солнце и свой образ жизни. Когда живешь на Самуи, со временем они становятся обыденностью и не замечаются. А зря.
На ретрите я познакомилась с интересными людьми и даже скинула 3 кг. Так что куда ни посмотри, он полезен во всех отношениях 🙂
Для меня ретрит показался легким. Видимо, из-за того, что я готовилась к нереальным сложностям. Но не надо обольщаться, абсолютное большинство сказало, что им было очень сложно ни с кем не разговаривать, спать на деревянной кровати, сидеть на медитациях, мыться под холодной водой. Несколько человек даже не выдержали и ушли.
1
Не знаю когда, но я точно снова пойду на ретрит. Когда устану от шума байков и тайцев, когда захочу снова окунуться в себя или просто потребуется немножко похудеть, но на ретрит я точно еще вернусь! 🙂
Если Вам необходимо найти жилье в ожидании ретрита, то поселиться удобнее в отеле The Icon или Utopia Resort. Именно от них организуется бесплатный трансфер в медитационный центр.